« Профилактика буллинга в школе»
Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость.
Основные характеристики буллинга:
1. Умышленность
2. Регулярность (повторяемость )
3. Неравенство сил
4. Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)
5. Не заканчивается сам по себе
6. Негативное психологическое воздействие на всех участников
Школьный буллинг можно разделить на две основные формы:
1. Физический школьный буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;
2. Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание.
К этой форме можно отнести:
* вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
* обидные жесты или действия(например, плевки в жертву либо в её направлении);
* запугивание(использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
* вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
* повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
К мотивам буллинга можно отнести:
* зависть;
* месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания); самоутверждение в коллективе;
* самоутверждение, стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
* желание нейтрализовать соперника посредством его унижения и др.
Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя, часто становятся робкие, тихие дети, нередко физически слабые, дети с нестандартной внешностью, особым прилежанием в учебе, талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами, дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой, новенькие, чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее. «домашние» дети – не имеющие опыта взаимодействия в коллективе сверстников, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
Рекомендации родителям. Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга.
Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним, убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга.
Родителям нельзя устраивать «разборки» с самими детьми, участвующими в травле.
· Сообщите об этом классному руководителю , администрации школы, педагогу- психологу, социальному педагогу;
· сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
· Обучить ребенка общаться, вести диалог, сохранять спокойствие, не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев, истерику : обидчик потеряет к нему интерес, сообщить о нападках родителям и учителю, педагогу-психологу.
· Необходимо научить ребёнка технике общения с другими людьми, иметь свою позицию, отстаивать ее.
Помочь ребенку укрепить самооценку. Родители могут развернуть целую программу по укреплению уверенности ребенка в себе. Основная задача этой программы – интеграция ребенка в среду сверстников, в которой он чувствовал бы себя комфортно. Хорошо начать постепенную интеграцию ребенка в общество со смешанной группы (взрослые и дети) , например совместный спорт. После успешного освоения общения в смешанной группе, можно переходить к группе сверстников (кружки и др.).
· Не сравнивать ребенка с другими
· Говорить в позитивных формулировках и почаще хвалить
· Не делайте замечания детям при посторонних
· Делать акцент на сильных сторонах ребенка
· Организация досуга, занятие спортом.
Позаботиться о том, чтобы дома царила спокойная и дружелюбная атмосфера, чтобы дом мог стать психологическим «убежищем».
Оказание экстренной психологической помощи детям, родителям
Всероссийский Детский телефон доверия
8-800-2000-122